На главную страницу сайта

   В поисках Гипербореи

©, С.В. Голубев

"Людей, как гласит одно древнегреческое изречение
мучают не сами вещи, а представления,
которые они создали себе о них".
Монтень.

Гиперборея как один из древних очагов развития человечества! Каким заманчивым и интересным кажется все, касающееся этой легендарной цивилизации. Со времен античности и до наших дней она была тайной, но в отличие от Атлантиды, Гиперборея никогда не вызывала ажиотажного интереса, вероятно, из-за ее предполагаемого расположения на Севере "дикой" России и большой удаленности от "просвещенной" и теплой Европы.

Тем не менее, возникший в XX веке, казалось бы, на пустом месте интерес к проблеме реального существования Арктической или Северной цивилизации уверенно возрастает. Внимание к ней время от времени подогревается очередным новым изданием, статьей или книгой, в которой приводятся аргументы в пользу ее существования или бескомпромиссная критика. Слабая искорка интереса выросла в пламя, которое, судя по всему, уже не угаснет. Гиперборея или Арктика будет порождать все новые и новые споры, статьи, книги и фильмы, независимо от того, была ли она на самом деле. В них будут причудливо сочетаться и истина научных открытий, и подтасовки псевдоученых, и выдумки журналистов. Незаметно для всех родилось новое явление, связанное с изучением Гипербореи; "гипербология" или более правильно "Арктическая" или "Северная традиция", основной задачей которой становится отстаивание гипотезы о существовании в доисторическое время на приполярных широтах Евразии Северной Прародины человечества и поиск материальных следов этой древней цивилизации. Ей, как и любой другой теории, свойственно стремиться к центру всеобщего внимания, ибо она уже живет своей собственной жизнью, а жизнь это и есть способ существования информации. "Лед тронулся, господа присяжные заседатели".

   Поиски Гипербореи в России.

В 1901 году организованная под эгидой Русского Географического Общества экспедиция барона Э.В. Толя своей целью ставит нахождение загадочной Земли Санникова (Гипербореи). Яхта "Заря" достигла района её предполагаемого местонахождения, однако, пробиться в район таинственных северных земель мешали льды. Весной1902 года Толь с 3-мя спутниками пешком по льду отправился на поиски земли, лежавшей как им казалось севернее острова Беннета. К сожалению, никто из этой группы не вернулся назад, все ее участники бесследно исчезли на просторах Арктики. Спасательной экспедиции 1903 года удалось найти лагерь, откуда вышел Толь на поиски неизвестной земли. Его экспедицию много и безрезультатно искали, и лишь в конце XX-го века удалось напасть на следы последнего из лагерей отважных полярников.

Рис 1.9. Карта Ловозерских тундр

В 1922 году на Кольский полуостров в Ловозерье из Санкт-Петербурга отправилась странная экспедиция А.В. Барченко, искавшая, как полагают многие, Гиперборею. Об этой экспедиции за последние десять лет много писалось в периодике и книгах, поэтому нет особой необходимости повторять достаточно известные факты. Однако авторам этих строк, после анализа всего доступного материала, связанного с деятельностью Барченко, в том числе учитывая его работу у академика Бехтерева в институте мозга и Спецотделе ОГПУ, не без основания кажется, что он искал отнюдь не Гиперборею, а особые психофизические феномены, используемые в древней саамской магии.

Известно, что ОГПУ, в лице его Спецотдела, активно интересовалось феноменами, связанными с воздействием на массовое сознание людей. Саамские колдуны-нойды во времена средневековья весьма ценились в Европе и их зачастую выписывали к себе августейшие особы. Древнее колдовство напрямую связано с магическими камнями: идолами - сейдами - менгирами, поэтому экспедиция Барченко занималась заодно и описанием встречаемых мегалитических культовых объектов. В документах экспедиции часто упоминается описание "Старика"

Рис 1.10. Изображение Куйвы на горе Куйвчорр (Ловозерские тундры)

"Куйвы", 70-ти метрового наскального изображения "человека" раскинувшего руки крестом на обрыве горы Куйвчоррр. (Рис 1.10). После возвращения, чтобы отвлечь любопытных от истинных целей экспедиции, и была выдумана история с нахождением в Ловозерских тундрах Гипербореи, а в качестве доказательств представлены описанные мегалитические артефакты. Выдумка удалась и как дымовой завесой надолго прикрыла все, связанное с деятельностью А.В. Барченко, одновременно "прописав" Гиперборею в окрестностях Сейдозера.

Тем не менее, научные работы в направлении определения ареалов Северной Прародины продолжались. Исследуя древний эпос индоевропейских народов, античные мифы и предания славян, опираясь на данные археологии, академик Б.А. Рыбаков независимо от своих коллег в СССР и за рубежом обработав и обобщив все известные на тот момент историко-географические данные о Гиперборее, поместил ее на северо-востоке Евразии.

Рис 1.11. Главный водораздел северных и южных рек Восточной Европы

В наше время, существенный вклад в дальнейшее определение местонахождения Северной прародины внесла, проработавшая долгое время на Вологодчине историк и этнолог, к.и.н. С.В Жарникова. На основе анализа собранного этнографического и исторического материала, изучения античного, арийско-славянского и древнеиндийского эпоса, сопоставления современной топонимики Северо-Запада России с топонимикой старинных преданий и древних картографов, Жарникова локализовала Гиперборею, как Прародину индоарийских народов, в пространстве, ограниченном с севера и юга Белым Морем и Северными Увалами, а с востока и запада Уральскими горами и Скандинавским полуостровом.

На Рис.1.11. приведена карта предполагаемого расположения Гипербореи, локализованная С.В. Жарниковой.

Рис 1.12. Мыс Болванский Нос о. Вайгач.

Большую работу по изучению природного, культурного и исторического наследия Севера вот уже в течение второго десятилетия проводит, под руководством П.В. Боярского,

Морская Арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культуры. Не взирая на официальное отсутствие задач, связанных с Гипербореей, её вклад в изучение культурного наследия северных островов трудно переоценить. Отчеты экспедиционных работ и книги МАКЭ несут в себе огромное количество информации, так или иначе свидетельствующей о давней заселенности Севера. Эти сведения могут быть исключительно полезными при поиске следов "Северной Прародины". На Рис.1.12 и 1.13, показаны некоторые из объектов исследований и находки МАКЭ.

Рис. 1.13. Находки со святилища Сиртя Сале.

   Что найдено за последнее время?

В 1996 году доктор философии В.Н. Дёмин взял за основу поисков Гипербореи путь, пройденный в Ловозерских тундрах А.В. Барченко, и попытался найти описанные им артефакты. Экспедиция Дёмина подтвердила наличие части мегалитических объектов, изложенных в докладе Барченко по его возвращении в 1922 году из экспедиции. В частности, это известное с незапамятных времен 70-ти метровое изображение Куйвы - "человека", раскинувшего в порыве руки крестом, расположенное на обрыве горы Куйвчорр, и мощеная каменными плитами дорога, проложенная по перешейку между Ловозером и Сейдозером. Других артефактов, описанных экспедицией Барченко, (желтой колоны и пр.) экспедиции Демина найти не удалось.

Рис 1.14. Руины предполагаемой обсерватории наг.

Однако нельзя забывать о том, что с тех пор, по долинам Ловозерских тундр прошла многолетняя тотальная геологоразведка с применением взрывных работ и буровой техники. И теперь, остатки святилищ, если они не были уничтожены или засыпаны, соседствуют со следами деятельности буровиков и бульдозеристов

В 1997 г. И. Боевым, членом второй экспедиции Демина, на склоне горы Нинчурт был обнаружен предполагаемый "мегалитический комплекс: каменные кладки подобие фундаментов, геометрически правильно обработанные плиты с "руническими" знаками, и остатки сооружения, идентифицированного как древняя обсерватория". Рис1.14.

Вполне вероятно, что это части Святилищ Северного народа, которые, как и многие другие места поклонения древних, находились под открытым небом и органичным образом включали в себя природные антропоморфные и зооморфные образования, а также уникальные особенности ландшафта. Главной особенностью этих Святилищ является наличие сооружений из больших камней - мегалитов, называемых иногда в соответствии с Саамской традицией сейдами. Не вызывает сомнения тот факт, что камни этих сооружений каким-то образом обрабатывались и транспортировались на большие расстояния и высоты.

Рис.1.15. Мегалитический комплекс на горе Нинчур. Рис. Е. Лазарева

В 1998 году третья экспедиция Демина выявила изображения треугольников и других геометрических фигур на дне Сейдозера. Несомненно, район этого озера издревле считался Сакральным местом, служил культовым целям, и, возможно, являлся своеобразным доисторическим "монастырем", где проживали и отправляли свои ритуалы жрецы - нойды, шаманы далекого пошлого.

Именно благодаря публикациям В.Н. Демина, пламя интереса к Гиперборее ярко вспыхнуло и, судя по всему, уже никогда не угаснет.

По легендам народа Саами, изначально эти места на Севере принадлежали загадочному народу Сиртя, жившему задолго до появления Саами в этих местах. Сиртя, в результате проигрыша длительной, тяжелой и непонятной войны ушли под землю, в таинственные пещеры. Места их проживания" по наследству" перешли к Лопарям - Саами, которые, несомненно, использовали часть древних святилищ Сиртя для отправления своих культов. Вероятно, одним из наследий Сиртя являются дошедшие до наших дней огромные культовые камни, называемые саами летучими камнями сейдами, встречающиеся в различных местах Кольского полуострова. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что легенды народа Саами не дают однозначного понимания причин появления этих мегалитов - сейдов. Возможно, Сиртя были последними уцелевшими после природной катастрофы автохтонными представителями Гипербореи, или это были самые упорные ее представители, не ушедшие с большей частью населения в теплые края после изменения климата.

   Концепция поиска следов северной цивилизации

Механику Ньютона сменила теория относительности
Альберта Эйнштейна, но что от этого
изменилось сущего в нашем "научном" мире.
А.Ф. Лосев

Отрадно отметить, что на берегах Невы, никогда не забывали о возможности открытия на Севере следов древних цивилизаций. С начала 90-х годов XX столетия их поисками активно занялась Комиссия научного туризма Русского Географического Общества. Её экспедиционными отрядами исследовались различные районы Карелии, Мурманской, Архангельской и пр. областей, обрабатывались письменные источники, определялись новые перспективные территории главное: формировалась концепция поиска Гипербореи.

В основу этой концепции положен системный анализ новейших исторических и археологических исследований по Русскому Северу, а так же физико-географические обобщения, основанные на последних данных морской геологии, геоморфологии и палеоклиматологии.

Основные положения по предполагаемому местонахождению Северной Прародины

  1. В доисторические времена очертания и рельеф северных земель были совсем иные, чем ныне.2.На этих территориях были периоды с достаточно тёплым климатом лесостепной и субтропических зон.
  2. В результате одной или нескольких глобальных тектонических катастроф, произошло быстрое опускание и затопление значительной части северной суши с последующим резким одновременным похолоданием.
  3. Эти катастрофические перемены и послужили причиной гибели древней северной цивилизации - Гипербореи.
  4. Часть населения этой цивилизации смогла уцелеть в катастрофе и уйти по южным направлениям вдоль водных коммуникаций в глубины Европы, Азии, Африки и Америки.
  5. Возможно, не все районы Гипербореи подверглись затоплению, что-то осталось по ареалу теперешней береговой и островной линии Ледовитого океана. Возможно, какое то время там проживала часть уцелевшего населения.
  6. В древности (да и теперь) естественными путями сообщений на большие расстояния являются водные пути: моря, реки, озера. По этим путям шли военные набеги, торговля, распространялись знания. Люди всегда предпочитали селиться именно вдоль водных коммуникаций, выбирая места, удобные для жизни и обороны, где теперь находятся такие города, как: Старая Ладога, Новгород, Смоленск, Киев и др. Многие поселения, основанные в глубочайшей древности, существуют и в наше время, но под другими названиями. Вдоль водных артерий, по которым струился товарный и информационный обмен прошлого, и шла миграция, теперь проложены железные и автомобильные дороги, связавшие новыми нитями древние центры культур. В этом достаточно легко убедиться, открыв административную карту.
  7. У известных хрестоматийных путей "Из Варяг в Греки" и "Из Варяг в Персию" должны быть естественные продолжения на Север. Эти продолжения существуют и активно эксплуатируются поныне. Одно из них - древний путь из Онежского озера в Белое море, по трассе которого проложен Беломоро-Балтийский канал (Этим путём в средневековье пользовались древние Руссы особенно интенсивно во времена расцвета Новгорода. В 1702 году благодаря этому пути Царь Петр провел свои корабли из Белого моря в Онегу, и далее к истоку Невы, с боем взял Нотебург (Орешек), затем Ниеншанц, и основал в 1703 году Санкт-Петербург). Ещё севернее этот путь идёт вдоль многочисленных островов и побережья Белого моря до Кандалакшского залива. Затем северное направление пути раздваивается. Одна часть продолжает идти прямо по реке Нива, далее по вытянутому в меридиональном направлении озеру Имандра, затем небольшой волок и по реке Кола оканчивается в Баренцевом море. Другая часть пути резко поворачивает на восток и далее продолжается вокруг побережья Кольского полуострова, плавно поворачивая на 180 градусов и соединяясь с первой частью в районе современного Мурманска.

Основные критерии поиска Гипербореи:

  1. Искать следы Северной Прародины необходимо в первую очередь вдоль естественных водных путей сообщения из Средиземноморья в Белое и Баренцево моря.
  2. Искать не руины древних городов, наподобие Античных (если бы они были, их давно заметили), а совершенно иные проявления. К таким проявлениям следует, в первую очередь, относятся остатки мегалитических культовых сооружений.
  3. Искать следы таких сооружений надо в местах уединенных, относительно трудно доступных из-за естественной природной изоляции, необычных по восприятию и ощущениям.
  4. Искать по аналогии с проявлениями известных культовых сооружений древности.
  5. Искать, опираясь на факт, что новые культовые святыни часто возводились вблизи или на местах святилищ предыдущих религий. Новая религия очень часто использует для своих нужд места расположения святилищ предыдущей, не только как наиболее удобные и привычные, но как изначально сакральные. Это и храм святой Софии в Константинополе, и Коневецкий остров, и Валаамский и Соловецкий архипелаги и т.п.

В 1991 году Комиссией научного туризма РГО была создана Комплексная Северная поисковая экспедиция (КСПЭ), одной из задач которой стал поиск следов загадочной Гипербореи. Районами поиска на ближайшее время стали:

  • острова Белого моря, в первую очередь, Соловецкий и Кузовской архипелаги.
  • Хибинские тундры (горы) - самое высокое место Кольского полуострова, расположенное в его срединной части, вплотную к водной глади озер Имандра и Умбозеро и, словно гигантский остров, возвышающееся над всей округой. В переводе с древних угро-самодийских наречий название Хибины означает "Священные", "Божественные" горы, ибо древние люди всегда поселяли многих своих богов на вершины туманных и труднодоступных гор.

Рис 3.1. Карта рельефа затонувшей северной суши по Ф. Нансену

Рассматривая эти два направления, в КСПЭ отчетливо видели сложность поставленной цели.

  • Соловки и прилегающие к ним районы начиная с 14-15 веков, стали объектами колонизации Соловецкого монастыря, бурная деятельность которого не смогла не отразиться на ранее существовавших непонятных сооружениях, приписываемых язычникам. Несомненно, большая их часть была разрушена, даже без упоминания об этом в монастырских записках. Однако к чести православия следует отметить, что этот процесс носил эпизодический характер, поэтому часть этих сооружений уцелела. В их сохранении большое подспорье оказали труды игумена Соловецкого монастыря Досифея, в которых тот приписал строительство "вавилонов" - "лабиринтов", "пирамид" и других непонятных сооружений причудам Петра I, находившегося на Соловках с эскадрой в 1702 году. Сохранности неолитических памятников способствовало и обилие окружающих их могильников, которые монахи не разрушали, по причине естественного почитания православием любых, каких бы то ни было захоронений. На всякий случай, они обставлялись вокруг деревянными и обкладывались каменными крестами, отгонявшими нечистую силу.
    Несомненно, бурная деятельность концентрационного Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа) также нанесла урон и православным, и более древним памятникам. Свою лепту в их уничтожение внесли и военные, в полном ведении которых остров находился долгие годы. Последовавшие за ними 60-е годы "хрущевской оттепели", принесли новые потери, связанные с "затиркой" следов массовых репрессий, когда попутно с лица земли стирались и окрестные мегалитические сооружения, и православные святыни. Древние объекты по разным, иногда совсем невразумительным причинам или по незнанию разрушались руководством ряда учреждений и населением поселка. Так воссозданные в настоящее время лабиринты находящиеся недалеко от поселка были разрушены в 60-е годы по указанию тогдашнего директора школы, которому булыжные камни понадобились для хозяйственных нужд. Взяв на прицел Соловки, мы знали, что они уже достаточно хорошо изучены, поэтому здесь главной задачей работ стал не столько поиск, сколько системный анализ уже известных объектов древности.
  • Хибинские тундры, пережили 70-летие индустриального освоения и тотальной геологоразведки, в результате которых были уничтожены многочисленные следы древних людей.

Однако, полевые работы, начавшиеся в 1991 году, по мере расширения ареала поисков стали приносить интересные результаты. Особенно плодотворными были 1998 - 2002 г.г., когда был найден целый ряд артефактов, подтвердивших правильность выдвинутой концепции поиска следов культовых объектов Гипербореи.

На Рис.3.1 показан рельеф затонувшей суши на месте Баренцева моря, впервые очерченный в полным смысле великим норвежским ученым Ф. Нансеном.

   Белое море и Соловецкий архипелаг

"Всякое имя нечто значит. Я утверждаю, что сила имени
в теперешней жизни, несмотря на ее полное удаление от религии,
нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить
чудеса, но мы не перестали силою имени завоевывать умы и сердца,
объединять ради определенных идей тех, кто раньше им
сопротивлялся, и это ничуть не меньшая магия, чем та, о которой
читают теперь только в учебниках"
А.Ф. Лосев. "Философия имени"

Как ни парадоксально, но Соловецкий Архипелаг все время стоял в наших планах поиска "Гипербореи" на первом месте. Однако, по совершенно разным причинам, связанным с непростыми проблемами смутного времени "перестройки", он долго ускользал от исследований. Когда же мы, наконец, в 2000 году "добрались" до Соловков, то сразу же убедились в правильности наших поисков, в основе которых известнейший принцип: "Свято место пусто не бывает".

Рис 4.1. Фрагмент карты местоположения Кеми и Соловецкого архипелага.

В мире не так много уголков, в полной мере отвечающих критерию "Сакральности", один из них без - это Соловки. Они соответствуют этому критерию более чем достаточно без всякой рекламы, просто в силу её наличия, не требующей доказательств.

Несомненно, эту сакральность, как божественное предопределение, осознали первые Православные миссионеры XV века, Савватий и Герман, с именами которых связано новое религиозное возрождение этих мест.

Рис 4.2. Карта-схема Соловецкого архипелага

Всякий человек, очутившись на Соловках, сразу почувствует их необычность, которую в еще большей мере ощущали в доисторические времена древние люди, отметившие свое присутствие на Соловках каменными пирамидами - курганами, многочисленными могильниками, "лабиринтами", и другими, не имеющими сейчас ясного толкования. Эту особую сакральность Соловков ощущали все члены нашей экспедиции, а поскольку, мы склонны доверять своим ощущениям, то и отнеслись с повышенным вниманием ко всем проявлениям и

Фото 4.2. Дореволюционная фотография Секирной горы.

взаимосвязям христианского и предшествовавшего мира. Изучая на местах известные памятники древности Соловков, их особенности, на которые другими исследователями ранее не обращалось внимания и, находя новые артефакты, мы пришли к выводу, что эти осколки неизвестной древней культуры самым непосредственным образом связаны с таинственной Северной цивилизацией, называемой в научном и публицистическом мире Арктидой, Арктогеей, Арьявартой, Туле, Гипербореей и пр.

Первое, на что мы обратили внимание, оказавшись на Соловках, были совсем не загадочные лабиринты и бесчисленные каменные могильники, тут и там сосредоточенные по вершинам и склонам острова. Нас поразили совершенно ровные, как будто проложенные бульдозером террасы гор Сигнальная и Сопка находящиеся на Большом Заяцком острове. Многие из этих террас

Фото 4.1. "Шаман" в головном уборе из черепа оленя водном из лабиринтов Большого Заяцкого острова

покрыты галереями каменных могильников, другие поросли травой и стлаником, некоторые зачем-то покрыты камнями примерно одного размера. Эти террасы, на наш взгляд, искусственного происхождения и созданы они были исключительно для культовых целей, которым служил весь этот островной храмовый комплекс. Осматривая лабиринты Большого Заяцкого острова, мы испытали огромное волнение. При всей простоте магических каменных выкладок древности в них ощутимо величие сил природы, могущество и особая тревожащая целой гаммой чувств, значимость. Это проникнутое тайной времени величие и послужило вероятнее всего для лабиринтов "охранной" грамотой. Сильнейшее впечатление на нас произвела гора Секирная Большого Соловецкого острова, с ее непонятной симметрией и выдержанной крутизной склонов ориентированных по сторонам света, обособленно стоящая четко очерченным массивом на ровном низменном рельефе. Не оставила равнодушными нас и "тихая" Большая Муксалма.

Фото 4.3. Белое море. Вдали гора Секирная с церковь юмаяком на Большом Соловецком острове.

А вот до острова Анзер в тот первый год добраться не удалось.

Соловки активизировали нас, дав мощный творческий импульс и обострив мировосприятие. Прощаясь с ними в первый раз, мы уже знали, что это и есть осколок той самой Гипербореи, на поиски которой мы потратили так много усилий. Заряд творческой энергии, полученный на Соловках в 2000 году, способствовал возникновению качественно нового видения мира и принес в том же году первое значимое открытие: находку на высочайшем плато Хибин мегалитического святилища посвященного вероятнее всего "Богу Солнца", центральный элемент которого, за счет своей схожести с Омфалом в храме Аполлона в Дельфах назван нами "Северным" или "Кольским Омфалом".

   Святилище Бога Солнца

"Мечтать опасно, мечты сбываются"
Один из мудрецов древности

Рис 5.1. Карта Кольского полуострова с водными путями "вокруг" и "через".
Рис 5.2. Карта Хибин

На карте Кольского полуострова Хибины расположены вплотную к середине древнего водного пути, соединяющего Колу (теперешний Мурманск) с Кандалакшским заливом (Рис 5.1. и 5.2.) Это самый северный участок так называемого пути Из Гипербореи в Египет, являющийся естественным продолжением пути "Из Варяг в Греки" Другая его часть, современная система Беломоро-Балтийского канала, прорыта по пути древнего волока соединявшего Балтику с Белым морем.

Древние люди Севера, как и все древние люди, обожествляли горы, населяя их разными богами. Не избежали этой участи и самые высокие горы Кольского полуострова -Хибины. В святилищах, сооруженных в горах жрецами неведомых Богов, отправлялись давно забытые обычаи. Организуя летом 2000 год очередную экспедицию в Хибинские тундры, мы как всегда надеялись на удачу. Правда, погода не баловала нас. Вершины гор окутывала плотная пелена облаков, день и ночь шли проливные дожди. Но мы продолжали надеяться. И вот, 1 августа 2000 года, Кольским отрядом КСПЭ РГО под руководством С.В. Голубева, на высочайшем плато Кольского полуострова Юдычевумчорр - 1200 метров, площадью 2,5 кв. км. было найдено ранее неизвестное мегалитическое Святилище, названное "Святилищем БогаСолнца". (На Рис 5.2, 5.3, и Фото 5.2.) показаны пути подъема и местоположения Святилища.

Рис. 5.3 Путь подъема и местонахождение

В комплекс "Святилища Бога Солнца" входят так же другие мегалитические объекты. С юго-восточной стороны от Хибинского Омфала, совсем рядом расположен плоский скальный массив высотой около 2-х метров, (Фото 5.4.) прорезанный широким прямым коридором в направлении север-юг, и узкой трещиной в направлении запад-восток. По утрам луч солнца, проходя эту трещину, узкой огненной вертикальной полосой скользит со стороны носа по поверхности Хибинскомого Омфала. Стены и края ориентированного север-юг широкого коридора скального массива гладкие, обломочный материал на "полу" практически отсутствует. В середине массива, где трещина и коридор пересекаются, на "полу" лежит небольшая плоская каменная плита. Это скальное образование, названное нами "Ризницей" вместе с коридором север-юг названным нами "Врата ризницы", производят впечатление остатков стен небольшого скального храма без крыши. В этом укрытии, совершенно невидимыми для ритуальных действий, происходивших у каменных истуканов, могли располагаться "хоры" или служители культа, готовые в нужный момент подключиться к церемонии.

К северо-востоку от фаллического мегалита, расположена группа крупных плоских камней подковообразной формы, обращенная открытой частью к находящемуся рядом четырехсотметровому обрыву северо-восточного цирка плато (Фото 5.5.) Возможно, здесь было ритуальное "жертвенное" место, а центральный лежащий в самой подкове камень являлся "жертвенной" плитой. С края обрыва у "жертвенника" открывается вид на грандиозный каменный "цирк", ограниченный по бокам отрогами гор Часначорр и Петрелиус с каскадом на дне долины "Священных" бирюзовых озер. Непосредственно с площадки за "жертвенником", с края обрыва открывается мистический вид на северный отрог плато, в отвесных скалах которого, можно увидеть огромные антропоморфные фигуры, вероятно, олицетворявшие в воображении древнего человека определённых богов (Фото 6.6.) Центральные мегалитические объекты

Фото. 5.2. Фрагмент святилища Бога Солнца

Святилища "фаллический идол" и "женская грудь" имели важное ритуальное значение, присущее многим древним верованиям. Возможно, что ритуалы, проводившиеся здесь, были связаны не только с этими олицетворяющими мужское и женское начало объектами, но и с гигантскими антропоморфными фигурами на северном склоне плато, столь хорошо видимыми с "жертвенной подковы".

Найденное на самом высоком плато Кольского полуострова Святилище позволяет отнести это плато к части сакральной системы древней северной цивилизации. Не взирая на кажущуюся труднодоступность высокого и обрывистого плато Юдычевумчорр, на него довольно просто подняться по пологому юго-западному склону со стороны реки Малой Белой. По нашим предположениям, в Хибинах, до их индустриального освоения, имелось какое-то множество святилищ расположенных не только на плато, но и в живописной долинной части защищенной от водной эрозиии схода лавин. Одно из древних Святилищ вполне вероятно находилось на берегу озера Большой Вудъявр, в долине, где ныне расположен город Кировск, другое рядом с Малым Вудьявром. К сожалению, по объективным причинам, связанным с вовлечением этих мест в строительство дорог, домов и горные разработки на какие либо находки по их берегам надеяться нельзя.


Фото 5.3. Найденный на Юдычевумчорре фаллический мегалит и дельфийский Омфал


Фото 5.4. Часть Святилища названная "Ризницей" и "Врата".


Фото 5.5."Жертвенное" место


Фото 5.6. Гигантские антропоморфные фигуры "Северного Озириса" и "Северной Исиды"

Фото 5.7. "Жертвенник" в долине Тахтар

Зимой 2000-2001 г.г. в стенах лектория РГО мы провели несколько научных семинаров и конференцию. В конце марта была снаряжена очередная разведочная экспедиция в Западную часть массива Хибин, принесшая новые находки: грандиозные каменные лики загадочных человекоподобных богов и зверообразных существ, таинственные обелиски, заложенную камнями пещеру, и пр. Но об этих памятниках уже готовится отдельная книга.

Зеркало.com

© 2003-2019 Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.org