На главную страницу сайта

   У ног САХа

© 2012, С.В.Жарникова

Когда мы говорим о северо-восточноевропейских возвышенностях, входящих в систему широтных поднятий, делящих реки на текущие к северу и текущие к югу, во II веке Клавдием Птолемеем названных Гиперборейскими, мы должны отчетливо представлять себе, что это весьма многочисленные географические объекты. Судите сами.

На Кольском полуострове и в Карелии это:

  • Пахты,
  • Хибины,
  • Кандалакшские горы,
  • Колвицкие горы,
  • Терские Кейвы,
  • Кейвы,
  • Дивья,
  • Муромская гора,
  • Белая Гора,
  • Земляные горы,
  • Земной пояс (Манселькя).
От Карелии до Мезени:
  • Беломорские,
  • Летние,
  • Шемоховские,
  • Ветренный пояс,
  • Кийская сопка,
  • Поклонная,
  • Мани-горы,
  • Пермогорье,
  • Гиманская гора,
  • Дятловы горы,
  • Жары,
  • Красная гора,
  • Пильи Горы,
  • Кульйские горы,
  • Зимние Горы,
  • Орлецкие горы,
  • Андомская гора,
  • Турьи горы,
  • Святые Горы,
  • Синие Горы,
  • Лов-гора,
  • Канинский Камень.
И на востоке:
  • Карповский Камень,
  • Осминский,
  • Лялинский Камень,
  • Нарадо-Итвинский кряж,
  • Хребет Неро-Хой,
  • Харнес,
  • Хара,
  • Хараяга,
  • Чувальский Камень,
  • Убышкин Камень,
  • Тулямский Камень,
  • Шудинский,
  • Когринский,
  • Золотой,
  • Железный Камень,
  • Кваркуш,
  • Печорский Камень,
  • Денежкин Камень,
  • Цепины Горы,
  • Хайминский Камень,
  • Вятский Увал,
  • Сибирские горы (Земной камень),
  • Пай-Хой,
  • Шемаханские горы,
  • Брусяные горы,
  • Пармы.

И это еще не весь список названий.

Именно на широтах этих возвышенностей помещал Клавдий Птомелей во II веке н.э. Рипейские, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным горам Меру и Хара арийской древности. Он писал: «Внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами».

Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н.А. Иваницким: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Усольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем».

Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности этого названия. Сообщение Н.А. Иваницкого подтверждается и данными 1909 года («Материалы для оценки земель Вологодской губернии, Тотемский уезд), где отмечается, что «на водораздельном участке высоты достигают 100-120 сажень и входят в состав гряды, носившей прежде название Алауно-Уральской или Шемахинской». Интересно и то, что на востоке Вологодской губернии в Никольском уезде все горы вообще носили название Шемахинские.

Здесь, конечно, можно было бы предположить, что это название - Шемахинские или Шемаханские горы - принесено с Кавказа, где еще в первых веках нашей эры существовало Шемаханское княжество. Но археологические исследования уже давно подтвердили, что именно через побережье Кавказа шло продвижение воинственных индоевропейских всадников на юг, в Переднюю и Малую Азию. И следы этого продвижения остались не только в виде археологических находок (оружия, керамики, украшений), но и в географических названиях по пути их следования. Так Х.И. Алишина отмечает, что: «Данные ономастики при строго научном подходе относятся к числу важных и надежных источников для установления этнического состава населения в древности и для выяснения его движения. Топонимы во многих случаях являются единственными дошедшими до нас языковыми фактами, характерными для древнейшего населения данной территории».

Известно, что в середине II тыс. до н.э. в Ассинском ущелье (современная Чеченская республика) жили люди, оставившие подкурганные захоронения с бронзовыми украшениями. Орнаменты, там выбитые пунсоном на диадемах, бляшках, браслетах, совершенно идентичны тем, что до сих пор ткутся и вышиваются женщинами на Русском Севере. А истоки этих орнаментов уходят в глубины тысячелетий, и известны уже в палеолите Русской равнины.

Кстати, древнейшие костные останки домашнего (одомашненного) коня найдены на Среднем Урале (поселение Давлеканово) в слоях рубежа 6 - 5 тыс. до н.э.

Так вот, на территории современной Чеченской республики, население которой называет себя вайнахами (т.е. вайнаками - воинами), есть населенный пункт Аргун, который находится рядом с рекой Аргун, в месте ее ответвления от реки Сунжи. Но на территории Вологодской области, а точнее Вологодской губернии, в Никольском уезде (где все горы назывались Шемахинскими) есть река Аргуновка, на которой стоит село Аргуново. Сама река Аргуновка является притоком реки Сунжи. А.П.Дульзон считал, что «сохранение старых названий на территории возможно только при условии, что старое население целиком или в значительной своей части остается на этой своей старой территории, обеспечивая тем самым преемственность в передаче топономастики, хотя бы оно само (население) и претерпело полную этнографическую транформацию и в том числе полную смену языка».

Заметим, что село Аргуново на реке Аргуновке, притоке реки Сунжи, находится в районе Северных Увалов или Шемаханских гор - Рипейских или Гиперборейских гор древности. Кроме того, есть Аргунский хребет в Забайкалье на границе с Монголией. Здесь также течет река Аргунь и есть населенные пункты Аргун и Аргунск. Есть река Аргут, приток реки Катуни, на Алтае (на границе с Китаем). И, наконец, на самом юге Хабаровского края, в бассейне реки Уссури, между реками Кия и Хор, рядом со Святогорьем, есть населенный пункт Аргунское (граница с Китаем).

Так отмечены продвижения на юг и на восток индоевропейских всадников еще в эпоху бронзы, то есть в III - II тысячелетиях до нашей эры. Кстати, чеченские Сунжа, Сулак, Ардон имеют дельту у Каспийского моря, т.е. в его низменной береговой линии. А это прямой путь в Азербайджан. Кроме того, в Вологодской губернии (по данным конца ХIХ века) на картах были отмечены такие реки:

  • Унжа,
  • Кунжа,
  • еще одна Сунжа,
  • Сулла,
  • Сулак.

Исходя из всего этого, мы можем утверждать определённо, что именно северо-восточноевропейские Шемахинские (Шемаханские) горы первичны, а кавказская «Шемаха» - вторична. Доказательством тому является также широкая распространенность названий такого типа по всей протяженности северо-восточноевропейских возвышенностей:

  • от Шемахинских гор на крайнем востоке до Шемоховских гор на крайнем западе,
  • рек Шемокса (приток Северной Двины), Шемакса (приток Северной Двины), Шамокша (в Ладейнопольском районе Ленинградской области),
  • и, наконец, села Шомокша рядом с «Орионовым» Кожозером в Онежском районе Архангельской области.

Поскольку мы неоднократно убеждались в полной правомочности использования санскрита для объяснения географических названий Русского Севера, используя его, получаем:

  • ша - на санскрите это вечный покой, рай, счастье,
  • мокша - избавление, освобождение, окончательное спасение души;
  • акс - достигать, наполнять, проникать, глаз;
  • шама - спокойствие, мир владение чувствами.

Заметим, что в своём «Археометре» маркиз Сент-Ив ДАльвейдер указывал на то, что термин «ШеМаХ» - это своего рода «знак начала, краеугольного камня». Возможно, из этого смысла произведено и древнее название Шемахинских гор - Гиперборейских гор древних эллинов и Птолемея, как основных, первых, изначальных. Именно таковыми считал их и выдающийся советский геоморфолог Ю.А.Мещеряков, который в своем основополагающем труде «Рельеф СССР» указывал на то, что более высокие возвышенности Среднерусская и Приволжская «возникли лишь в новейшее время, когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов Северных и Южных морей». Он считал субширотные поднятия севера Восточной Европы чрезвычайно древними и подчеркивал, что еще в каменноугольном периоде, когда на месте будущего Урала плескалось древнее море, Северные Увалы (Шемаханские горы – С.Ж.) уже были горами.

Карта из «Рельефа СССР» Ю.А.Мещерякова
(Каменноугольный период)

В этом контексте имеет смысл припомнить, что как в древнеиранской, так и в древнеиндийской традиции утверждалось, что при сотворении мира самыми первыми были созданы хребты Меру, протянувшиеся по всему северу Земли с запада на восток, а все остальные горы Земли выросли из них потом (в индийской традиции), и что первыми из всех гор земли были созданы горы Хара Беризайти, тоже протянувшиеся по всему северу с запада на восток (в иранской традиции). Таким образом, Шемаханские (или Шемахинские) горы – это действительно «первые, изначальные, краеугольные, основополагающие» горы.

А так как уже в глубокой индоиранской древности утверждалось, что за этими «изначальными горами» находится «обитель Света» и «место спасения душ», неудивительны и такие названия как:

  • «Шамокша» от «ша» - «рай, покой» и «мокша» - «спасение, примирение, освобождение души»;
  • «Шемокса» - «божественные небо и земля, освобождающие душу».

Зеркало.com

© 2003-2018 Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.org