На главную страницу сайта

      ЯгРА. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

"Мы сегодня имеем довольно цельное представление о такой форме древнейшего ритуала, как "ЯгРА" (по-древнеславянски "Игра"), даже несмотря на то, что многие стороны культурной, обрядовой и т.д. жизни древней высокоразвитой Гипербореи остаются всё ещё загадкой. Во многом это объясняется довольно хорошей сохранностью ритуально-обрядовых компонентов на территории исторической Гипербореи - Русского Севера вплоть до начала ХХ в., а некоторых - и до наших дней.

Термином "ЯгРА" обозначались наиболее важные календарные обряды, соотнесенные с такими значимыми датами, как летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие ("Купальские игры", "Святочные игры", "Масленичные игры", "Спасские игры" - "Три спаса").
Сам термин "Игра" или "ЯгРА" восходит к глубочайшей древности, когда предки всех будущих индоевропейских народов проживали на своей прародине - в Приполярных широтах Восточной Европы (Гиперборее древних греков). Изначально этот термин означал культовое действие и соотносился с "жертвоприношением", "танцами и песнями", "очищением души и тела", "огнем", культовыми возлияниями". Лингвисты сравнивают такие понятия, как: др. греч. ikpia "помост" - "алтарь", лат. niger - "черный, нечистый" от ne + iger (т.е. неочищенный, не принимавший участие в культовом действии - игре). В тот же ряд входят такие термины, как: лат. ludus - "игра", нем. loden "пылать", русск. луда - "ослепительный блеск", лудить - "чистить", а так же лат. laudare - "возносить хвалу", и русск. "люди" (т.е. "те, кто очистился в ягре"). Архангельское "ЯгРА", сохраненное в северорусских диалектах, состоит из двух компонентов: "Яг" - санскр. "жертва", "жертвоприношение" и "Ра" - "Божественный Закон", "Вселенский Порядок". Отсюда и санскр. "rayе" - "изобилие, богатство". Русское слово "радость" первоначально имело ритуальный смысл и значило буквально "достижение Ра", приобщение к Божественному Закону". В древнеарийском эпосе "Махабхарата" Ра - Нараяна, который творит всю Вселенную - проявленную и непроявленную, созидает Брахму (или точнее Брахмо), названного "подлинным светом, чудесным, непредставимым вездесущим, который есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального". Там же Брахма назван "первым из элементов - эфиром", который в свою очередь порождает "ветер" (движение) и "свет" (образ). В древнеарийской традиции вся Вселенная является проявлением Абсолюта, причем Творец, жертвуя собой, сам себе себя принося в жертву, творит мир проявленный и не проявленный. Человек как одна из форм этой эманации эфира или "сверхсветлого света" (так его называли на Руси еще в ХV в., поклоняясь ему в первый день недели) также является жертвоприношением.
В этой мировоззренческой системе жертвоприношение отдельного человека - собственная его жизнь, в зависимости от выполнения им его "вселенского долга и, следовательно, приближения или удаления от постижения Космического Закона, Вселенского Порядка, Правды. Но для коллектива людей эти индивидуальные жертвоприношения объединялись в некое единое жертвоприношение, получившее название "Яг-РА" (Игра).
Как форма жертвоприношения в гиперборейской - Северной Традиции выступают: песни, пляски, игры на музыкальных инструментах, различные соревнования и прежде всего, бег, а также ритуальные возлияния медом и пивом.
"ЯгРА" летнего солнцестояния (Купалов день) является коллективным жертвоприношением во имя общего подъема энергетического уровня всех его участников, приобщения к "сверхсветлому свету" - Космическому Порядку, и, наконец, во имя реинкарнации душ, не до конца выполнивших свой "земной долг" и не обретших "световое тело", и поэтому обязанных вернуться в проявленный мир новорожденными детьми".

С.В. Жарникова, кандидат исторических наук, искусствовед, этнолог

Top.Mail.Ru

© 2003-2024, Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.ru

Яндекс.Метрика